Профилактика нарушений осанки и плоскостопия


Осанка и плоскостопие: взаимосвязь, предупреждение нарушений

Существует и обратная взаимосвязь. При сутулости (смещение позвоночного столба из-за ассиметрии мышц) на подошвы приходится чрезмерная нагрузка, в результате чего мышечно-связочный апоневроз не может полноценно функционировать. При таком развитии событий с течением времени развивается уплощение стопы.

Какая зависимость между плоскостопием и сутулостью

При плоской стопе центр тяжести человеческого тела отклоняется назад, что нарушает равновесие, и человек при ходьбе наклоняется вперед. Формируется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Из-за специфики патологии в течение дня быстро устают нижние конечности, появляется боль и отечность. Из-за этого нагрузка распределяется на коленные суставы.

Добавляется работа и позвоночнику. Ему приходится компенсировать удары и толчки, которые являются достаточно чувствительными и приводят к образованию микротрещин в связках позвоночного столба.

Если у человека ожирение, для него плоскостопие и сколиоз – обычное явление. Низкая тренированность мышц в такой ситуации, а также избыточная нагрузка на них приводит к ухудшению ситуации.

Из-за воспалительных изменений с одной стороны мышечная система не может полноценно сокращаться и расслабляться. Появляется ассиметричность мышечно-связочного апоневроза с обеих сторон от позвоночника, в результате чего формируется смещение позвоночной оси в сторону повышенного гипертонуса мышц.

Некачественное питание, недостаток витаминов, микроэлементов и белков приводит к слабости анатомических структур организма.

Развитию патологических изменений у школьников способствует также неправильная посадка за партой. В такой ситуации развивается не только нарушение осанки и плоскостопие, но и ряд вторичных патологий (сколиоз, остеохондроз, спондилез).

Смещение оси позвоночника в боковой плоскости является серьезным заболеванием, требующим длительного лечения. У взрослых данная патология развивается также в результате чрезмерного поднятия тяжестей. Следует заметить, что плоскостопие и сколиоз довольно часто возникают совместно. Один вид заболевания провоцирует развитие другого и наоборот.

Все вышеописанные болезни приводят к повышению утомляемости организма после дневной ходьбы. К вечеру после осуществления ежедневных задач и длительного пребывания на ногах больному нередко требуется отдых.

Что такое нарушение осанки

К нарушению осанки относят 2 вида патологии позвоночника:
  1. Кифоз - выпячивание спины наружу. В норме позвоночный столб имеет два физиологических кифоза (в грудном и крестцовом отделах).
  2. Лордоз – внутренний изгиб позвоночного столба (в поясничном и шейном отделах).

При чрезмерной нагрузке на позвоночник данные изгибы обретают более четкие контуры (усиливаются). Когда изменяется осанка, предупреждение плоскостопия требует использования целого комплекса лечебных процедур (ношение корсетов и стелек, гимнастика, физиотерапия).

Следует заметить, что при существовании вышеописанной патологии ноги не могут эффективно «гасить» удары. Избыточный вес тела в такой ситуации компенсируется совместно нейромышечным синергизмом мышц спины и ступни.

Именно для улучшения амортизирующих свойств в позвоночнике избыточно «переразгибаются» кифозы и лордозы. Таким образом, осанка и плоскостопие – связанные состояния, которые необходимо лечить вместе.

Если плоская стопа у человека существует длительное время, необходимо прогнозировать возможные изменения позвоночника и принимать соответствующие профилактические мероприятия для предотвращения патологии.

У детей осанка, предупреждение плоскостопия при которой часто не проводится, нарушается также в результате периодических занятий на уроках физкультуры. Только своевременное выявление сутулости и назначение эффективной терапии позволит предотвратить уплощение стопы. Физкультура при этом противопоказана.

Как проводится профилактика нарушения осанки и плоскостопия

В школьные годы профилактика нарушения осанки и плоскостопия предполагает правильный подбор школьной парты под рост человека. Школьный ранец должен быть фиксирован равномерно на спине. Специалисты не рекомендуют ношение нагруженного портфеля в одной руке, так как это приведет к асинхронному развитию мышц спины.

Очень полезно частое хождение босиком по мягкому грунту, неровной поверхности, камням.

Малым детям (2-3 года) следует изменять обувь несколько раз в год, так как детская нога быстро растет. Ограничьте хождение детей в кедах, кроссовках, так как они мешают правильному формированию ступни.

Таким образом, нарушение осанки и плоскостопие являются взаимосвязанными состояниями. При появлении одной из этих патологий следует заниматься профилактикой второй.

Список используемой литературы

1. Русский медицинский журнал - http://www.rmj.ru/;
2. Журнал «Консилиум Медикум» - http://con-med.ru/;
3. Журнал «Лечащий врач» - http://www.lvrach.ru/;
4. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова;
5. Журнал «Научно-практическая ревматология»;
6. Электронный журнал «Ангиология»- http://www.angiologia.ru/;
7. ЖУРНАЛ «АНГИОЛОГИЯ И СОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ»;
8. Журнал «Флебология»;
9. Справочник лекарственных препаратов Видаль - http://www.vidal.ru/;
10. Справочник лекарственных препаратов РЛС - http://www.rlsnet.ru/;

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Екатерина Савенко
Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не только основой красивой и стройной фигуры, но и залогом физического здоровья, социального и психологического благополучия.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста.

Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание физическому воспитанию ребёнка, использовать упражнения, направленные на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия.

Общеизвестно, что без многократного повторения сформировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет ребёнка. Преодолению этого способствует использование подвижных игр и эстафет, включающих обязательное принятие правильного положения тела в пространстве. Для формирования правильной осанки рекомендуется использовать игры, способствующие тренировке навыков удержания туловища и головы в правильном положении, а для профилактики плоскостопия- игры, в которых предусмотрено передвижение на носках, пятках, прыжки и т. д.

Игры, направленные на формирование ощущения правильной осанки и профилактику плоскостопия:

Изображая великанов, встать на носки, руки вверх- наружу, потянуться. Изображая гномов, присесть с прямой спиной, руки - за голову, локти – назад.

Обычная ходьба, ходьба на носках, приседания, переступание через препятствия и другие движения с мешочком на голове так, чтобы шляпа не упала.

Дети подбегают к водящему, хлопая в ладоши, говорят: «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!». Ловишка догоняет игроков и пытается их запятнать. Спасаясь от него, игрок может остановиться и принять заранее выученное положение правильной осанки. Такого игрока пятнать нельзя. Положения: «Часовой»- основная стойка, лопатки сблизить; «Самолёт»- ноги врозь, наклон вперёд, прогнувшись, руки в стороны; «Ракета»- основная стойка, руки слегка отведены, ладони вперёд; «Балерина»- стоя на правой ноге, левая согнута, руки в стороны.

Примерный комплекс ОРУ, способствующих формированию ощущения правильной осанки.

№1. Исходное положение - основная стойка. 1- сцепить руки за спиной, правая рука вверху, левая- внизу; 2-3- держать позу;

4- исходное положение. Дыхание ровное. (6-8 раз).

№2. Исходное положение - основная стойка. Круговые вращения руками назад. Дыхание равномерное. (6- 8 раз).

№3. Исходное положение-ноги врозь, руки к плечам.

1- наклон корпуса вперёд, спина прямая, выдох; 2- исходное положение, вдох. (6-8 раз).

№4. Исходное положение - основная стойка.

1-3 присед, обхватить руками колени;

4- исходное положение. (6-8 раз).

Упражнения по формированию навыка правильной осанки с мешочком на голове.

• Ходьба с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

• Ходьба с мешочком на голове в полу приседе, с высоким подниманием колен, на носках, боком.

• Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: верёвочку, гимнастическую скамейку и т. д.

• Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

Также для профилактики плоскостопия рекомендуются упражнения, направленные на укрепление мышц ног: ходьба на внешней и внутренней стороне стопы, ходьба на пятках, на носках, ходьба, не сгибая колени, ходьба с перекатами с пятки на носок и с носка на пятку.

Для создания положительного эмоционального фона можно использовать музыкальное сопровождение, загадки, песни, стихотворения, наглядные пособия (картинки и рисунки). Это способствует активизации внимания и повышению заинтересованности ребёнка.

И. п. - руки на поясе.

Ставим ногу на носок, а затем на пятку,

Гусеничка ползёт, значит всё в порядке. (ходьба с перекатами с носка на пятку).

И. п. - руки на поясе.

Вот камаз идёт гружённый, медленно ползёт тяжёлый

(ходьба на внутренней стороне стопы,

А в обратный путь пустой, понесётся он стрелой (лёгкий бег).

И. п. - руки опущены вдоль туловища, согнуты в кисти.

Лёд, лёд, лёд, а по льду пингвин идёт,

Очень- очень тонкий лёд, но пингвин не упадёт

(Ходьба мелким шагом, не сгибая коленей).

Комплекс упражнений для укрепления мышц свода стопы:

1. Упражнение «Каток» – ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «Маляр» – ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение «Сборщик» – ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др. и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

4. Упражнение «Художник» – ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Публикации по теме:

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» с использованием ИКТ Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка радостным, веселым и самое главное –здоровым. Одна из причин,заставляющих родителей волноваться.

Проект оздоровительной работы с дошкольниками по профилактике нарушений осанки и коррекции плоскостопия Уважаемые коллеги. Для вашей оценки предлагаю разработку презентации по оздоровительной работе с детьми с 3-7 лет. Этот проект игровой.

Оздоровительное занятие по профилактике нарушения осанки и плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Задачи: 1. Создание условий для формирования.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. - презентация

Презентация по предмету Дошкольные (подготовительная группа) на тему: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. . Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Сохранение и укрепление здоровья дошкольников- одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения,- «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…» Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние. неблагоприятные социальные факторы, экологические, демографические, климатические условия, а именно: Наследственность; Неблагоприятная экологическая обстановка; Электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей; Образ жизни(который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья человека). Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка- дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушение осанки и плоскостопия.

3 Нарушение осанки сочетается с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

4 Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки? высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периодах развития ребенка; наследственность (дети часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы); избыточная масса тела перегружает позвоночник; нерациональная организация режима; нарушение зрения; понижение слуха; недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.

5 Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

6 Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; постоянное наблюдение за позой ребенка вовремя игры, занятий; специальные комплексы упражнений.

7 В толковом словаре В.И. Даля написано «Под осанкой подразумевают стройность, величавость, приличие и красоту». Дополняя это определение, необходимо добавить и «основу здоровья».

8 Плоскостопие это заболевание опорно- двигательного аппарата (деформация стопы с уплощением ее продольного свода, что в свою очередь приводит к образованию плоской подошвы). Точно определить плоскостопие у детей можно в возрасте 5- 6 лет. Это обусловлено, во-первых, тем, что костный аппарат стоп у малыша еще не окрепший, и стопы представляют из себя хрящевую структуру, мышцы и связки которой слабые и подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы малыша и так кажутся плоскими, потому что выемки свода стоп заполнены жировой «подушечкой», маскируя костную основу. К 5-6 годам, если опорно-двигательный аппарат развивается нормально, своды стоп приобретают нормальную форму. Иногда возникают отклонения в развитии, из-за которых возникает плоскостопие у детей.

9 Причины плоскостопия у детей: наследственность(если у близких родственников было или есть плоскостопие, то нужно регулярно показывать ребенка ортопеду); рахит; травмы стоп; чрезмерная гибкость суставов; чрезмерная нагрузка на ноги (к примеру, поднятие тяжестей или большая масса тела); ношение неправильно обуви (без супинатора, совсем без каблука, слишком широкая или узкая обувь); паралич мышц голени и стопы (причиной может быть полиомиелит или ДЦП ).

10 Признаки плоскостопия: быстрая утомляемость ног; к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром; ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах; быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы; ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы; стопа имеет неправильную форму или становится шире; врастание ногтей пальцев ног в кожу; искривление пальцев ног; появление мозолей.

11 Простой тест для выявления плоскостопия. Нужно взять лист бумаги, смазать босые ноги маслом и затем поставить ребенка на него, так чтобы вес его тела распределялся равномерно. Если стопы в порядке, картинка на листочке будет выглядеть, как на рисунке 1. Если отпечаток выглядит, как на рисунке 2, то это свидетельствует о наличие плоскостопия, и нужно скорее обратиться к ортопеду. рисунок 1 рисунок 2

12 Профилактика плоскостопия у детей чтобы исключить плоскостопие нужно придерживаться некоторых правил: полезная зарядка, чтобы мышцы укреплялись и нормально развивались им нужна нагрузка в виде ежедневной гимнастике; спорт, если ребенок будет заниматься в спортивной секции нужно позаботиться о том, чтобы комплекс упражнений соответствовал его возрасту, росту и весу. Для профилактике плоскостопия лучше всего подойдет плавание; выбор удобной обуви, чтобы стопа при ходьбе не деформировалась и принимала физиологическую форму. Детская обувь должна защищать ножку малыша от ударов, не препятствовать нормальному естественному развитию мышц стопы и придавать устойчивость. Она должна быть сделана из натуральных материалов, легкой, с жестким задником, с супинатором и маленьким каблучком; лечебные ванны. Очень полезны каждодневные теплые ванны с морской солью; профилактический массаж.

13

14

15

16

17

18

19

20

Источники: http://legsgo.ru/ortopediya/ploskie-stopy/narushenie-osanki-i-ploskostopie.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-profilaktika-narushenii-osanki-i-ploskostopija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.myshared.ru/slide/1297565/




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением