Осанка у детей дошкольного возраста


Здоровье малышей

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так . чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение основная стойка : голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Осанка детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве деятельность детей становится более разнообразной, так как они не только двигаются, но играют в различные игры. Так же в этот период возникает интерес к более спокойным занятиям: к рисованию, лепке, настольным играм и прочее.

Осанка детей

Всё это время малыши проводят за столом. Очень важно, чтобы при этом они сохраняли правильную позу. Что это значит? Родителям необходимо следить за развитием правильной осанка дошкольников. При работе детей за столом необходимо:

  1. Следить, чтобы их ноги имели опору.
  2. Плечи ребёнка должны находятся на одном уровне.
  3. Поясница должна касаться спинки стула.
  4. Голова слегка наклонена так, как удобно ребёнку.

Из этого следует, что мебель необходимо подбирать в соответствии с ростом вашего ребёнка. Если нет возможности по какой-либо причине купить или поставить необходимую мебель, то к стулу для взрослых следует приспособить подставки на сидение стула и для ног ребёнка. Подставка на сидение обязательно должна быть твёрдой или упругой, что способствует предупреждению нарушений осанки детей.

Воспитание правильной осанки у дошкольников

При занятиях рисованием руки малыша должны лежать на столе, свешиваясь в локтевом суставе на 2-3 сантиметра. Для этого нужно, чтобы лист бумаги или тетрадь, альбом и т. п. были слегка наклонены, так, чтобы правая часть их была чуть выше левой. Этим обеспечивается правильное положение рук и спины. Если лист бумаги лежит прямо, то руки обязательно будут свисать больше положенного. Класть бумагу «слишком наискось» тоже вредно, так как может произойти искривление позвоночника. Эти навыки пригодятся малышу в дальнейшем, потому что именно такие требования предъявляются детям в первом классе школы. Будет лучше, если ваш малыш придёт в школу с уже сформированной привычкой.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не наклонялись слишком низко над листом бумаги или картона. Наиболее благоприятное расстояние от глаз до листа бумаги, тетради 35-40 см. Если ваш ребёнок упорно склоняет голову низко, лучше обратиться к врачу и проверить его зрение.

Развитие правильной осанки детей

Для того, чтобы ребёнок рос стройным и красивым, легко двигался, правильно держал корпус, взрослым следует потрудиться: не только словесно делать замечания, но и самим быть объектом для подражания. В этом вам помогут упражнения, способствующие воспитанию правильной осанки у детей:

  • Различные виды ходьбы с заданиями. Например, выполнять приседания во время ходьбы, чередовать ходьбу с прыжками, бегом;
  • Различного рода прыжки, прыгание на скакалке, перепрыгивание и прочее;
  • Катание и метание мячей из различного исходного положения помогает совершенствованию правильной осанки детей дошкольного возраста и способствует развитию их глазомера;
  • Упражнения на формирование правильной осанки, а так при нарушении осанки у детей: различные виды ходьбы по веревке, линии, перешагивание и перепрыгивание через предметы, ручейки, с мешочками или другим грузом на голове, ползание и лазание по лестницам и другим препятствиям то же помогают формировать правильную осанку. Стремиться держать спину прямо, не только детям, но и взрослым;
  • Сохранение равновесия, стоя на носках, руки вверх, в стороны, на поясе, кружение в обе стороны со сменой положения рук, выполнение танцевальных движений, плавание совершенствуют не только развитие правильной осанки дошкольников, но и придают движению лёгкость, грациозность и красоту. В зимний период времени продолжить развитие равновесия при помощи катания и скольжения на ледяных дорожках, ходьбы на лыжах. Любые подвижные игры (с прыжками, бегом с увёртыванием, ползанием, лазанием, народные игры, развивающие ориентировку в пространстве, хороводы и т.п.) так же улучшают и способствуют развитию красивой осанки у детей.
  • Катание на лыжах помогает формированию правильной осанки детей в том случае, если родители или другие взрослые, занимающиеся с ними, соблюдают необходимые требования к этому виду спорта: правильный подбор лыж, умение сочетать движения рук и ног как с палками, так и без них, умение делать повороты. Точно такие же требования предъявляются и при обучении детей катанию на коньках. Важно так же соблюдение температурного режима и длительности катания по времени. Температура воздуха на улице не должна быть ниже 12-15 градусов, а длительность катания детей 4-5 летнего возраста не более 20 минут, 6-7 летние дети #8212; от 30 минут до одного часа с небольшими перерывами, а так же с учетом состояния их здоровья;
  • Катание на велосипеде. Дети 2-3 лет уже могут кататься на трёхколёсном велосипеде, а с пяти лет – на двухколёсном. Продолжительность катания для младших дошкольников 15-20 минут. Для старших – 30—40 минут. Подбирают велосипед строго по росту, чтобы дети не сгибались, держась за руль. В противном случае, осанка малыша будет нарушена. ВНИМАНИЕ! Детям с нарушением осанки езда на велосипеде ПРОТИВОПОКАЗАНА.

Формирование осанки у детей

Формированию правильной осанки детей способствуют занятия гимнастикой и спортом. Писать и говорить об этом можно много и долго, но следует помнить следующее: все перечисленные виды занятий, игр и упражнений помогают не только формированию правильной осанки у детей, красоте движений, но и способствуют развитию двигательной активности, выносливости, воспитывают у них чувство организованности и умения находить своё место в коллективе детей и взрослых.

Так же рекомендую Вашему вниманию:

  • Трудовое воспитание детей
  • Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?
  • Трудности воспитания дошкольников
  • Особенности труда дошкольников
  • Воспитываем привычку трудиться

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Одной из распространенных проблем является нарушение осанки у детей дошкольного возраста. Организм человека, универсальный аппарат, предназначенный для совершения самых различных манипуляций и должен постоянно находиться в движении. Вместе с тем, благодаря прогрессу, человеку уже нет необходимости непрерывно находиться в физическом напряжении, чтобы добыть себе пропитание и защититься от неблагоприятных внешних воздействий. Теперь человек часто стал проводить время, находясь на одном и том же месте, работа его нередко связана с сидением, при этом физически делать ничего не нужно. Именно это стало причиной нарушений правильной осанки, поскольку основа здоровья человека – позвоночник – от пассивного времяпрепровождения стал страдать гораздо сильнее, нежели от физических нагрузок.

Нарушение осанки, возникающее у детей дошкольного возраста, своевременно заметить довольно трудно, поскольку эти проблемы развиваются по мере роста малыша. Нарушение осанки способно привести к сколиозу той или иной степени, если вовремя не обратить внимание на наличие проблемы. Следует помнить, что не бывает мелочей в том, что касается здоровья ребенка, и формирование осанки является залогом красоты и здоровья в будущей жизни. Что следует делать родителям, чтобы предупредить развитие проблемы и своевременно заметить симптомы нарушения осанки?

Дошкольный возраст важен для ребенка тем, что именно в этот период формируется как психическое, так и физическое его развитие. Еще далеко не завершено формирование скелета, структура костей недостаточно крепка, мышцы развиты не до конца, именно поэтому неустойчива в этом возрасте осанка ребенка, что приводит к легкому ее нарушению при неправильном положении тела. Поскольку заболевания позвоночника служат частой причиной ухудшения качества жизни человека, актуальность формирования правильной осанки вполне очевидна.

Родителям необходимо обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом, когда играет, рисует, ест, если он сутулится и неправильно держит спину – есть повод бить тревогу. Следующий шаг – поставить ребенка к ровной стене спиной, если заметно, что одно плечо у него выше, чем другое, необходимо срочно обращаться к ортопеду. Отклонения в осанке очень важно диагностировать своевременно – чем раньше, тем лучше, поскольку до 14-15 лет все изъяны позвоночника у ребенка еще могут быть устранены с наименьшими усилиями.

Почему так важно положение позвоночника у людей? При его искривлении подвергаются изменениям и деформации внутренние органы, что вполне способно привести к их некорректному функционированию. Боли в спине появляются с возрастом, чем старше становится человек, тем сильнее выражена эта проблема, которая может приводить к разного рода последствиям, например, формированию межпозвоночной грыжи. Очень важно, что сутулясь, дети имеют множество проблем в жизни, у них часто занижена самооценка, возникают трудности в общении со сверстниками и т.д.

Осанке ребенка необходимо уделять повышенное внимание, особенно важно держать данный вопрос под контролем, если имели место травмы позвоночника, если у ребенка в наличии лишний вес, а также в случае, когда ребенок перенес рахит. В профилактических целях необходимо уделять особое внимание укреплению мышц спины, особенно полезно при этом заниматься такими физическими упражнениями, как аэробика, плавание, хореография. Постоянно следя за тем, как ребенок сидит, ходит, ложится можно обратить внимание на то, как он держит тело, своевременно указать на ошибки, исправить его, и со временем сформируется правильная осанка, исключающая проблемы с позвоночником.

Соблюдение режима двигательной активности является наиболее действенным средством профилактики различных дефектов осанки у ребенка. Одна из значимых составляющих такого режима – физическая активность в перерывах между занятиями, носящая активизирующий характер, не требующая силовых нагрузок и особой координации. Речь идет о небольших перерывах в процессе обучения письму, рисованию и прочему, т.е. таким урокам, которые требуют сидения. Несколько физических упражнений, например, танцевальных, игровых, имитационных движений позволят размять позвоночник и мышцы, обеспечив выносливость мышц спины, шеи, исключив вялость осанки, неправильное положение тела. Такие физкультминутки целесообразно проводить с ребенком регулярно, в домашних условиях, совмещая их с умственным развитием.

Источники: http://www.moi-detsad.ru/helth11.htm, http://bukvic.ru/osanka-detey-doshkolnogo-vozrasta/, http://www.vashaibolit.ru/12358-narushenie-osanki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением