Формирование у детей правильной осанки у детей дошкольного возраста


Консультация по теме:
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Предварительный просмотр:

Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

Дошкольный возраст – важный период в формировании правильной осанки, т.к. костная система ребёнка находится ещё в стадии формирования.

Помня об этом, мы постоянно ведём работу по совершенствованию общего режима, закаливания, по воспитанию культуры движений. Мы постоянно следим за сменой деятельности детей. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо, скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление искривления позвоночника. Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся в этой позе до 40 мин. и более. Это тоже вредит правильной осанке.

Поэтому необходимо воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринуждённо, опираясь ногами о пол, правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опору. Учить детей контролировать свою позу.

Для правильной осанки на занятиях физкультуры используются упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, спины, живота.

Большое влияние на физическое развитие ребёнка имеет плавание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют и на закаливание организма. При этом совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физ. развитие, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Кроме того, умение плавать – жизненно необходимый навык.

Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада – приобщение детей к активным занятиям физической культурой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Из опыта работы: игры, упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Осанка-привычное положение тела во время стояния.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка по валеологии Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста . Правильная осанка Цель: Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.

Хорошая осанка имеет большое эстетическое и физиологическое значение. Она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка.

Методика формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В данной публикации изложен материал о коррекционной работе по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, используя комплексные занятия с фитболами и игровые упражнения на воде.

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям.

Как формируется правильная осанка у детей дошкольного возраста

Осанка у детей дошкольного возраста зависит не только от влияния патологических факторов на позвоночный столб, но и от антропометрических показателей ребенка. Длина туловища, высота головы, размеры ног – это важно для формирования ровной спины у детей. На основе данных показателей некоторые ученые рекомендуют формировать структурные сегменты, влияющие на поддержание спины в правильном положении.

Как оценивается осанка у дошкольников

В процессе роста ребенка пропорции тела изменяются:

  • У новорожденных тело и голова имеют минимальные размеры;
  • Активное нарастание длины тела начинается только с 7 лет.

Для оценки правильности осанки у детей дошкольного возраста необходимо оценить пропорциональное соотношение между собой данных показателей. Для этого условно разделим всю длину тела на верхнюю и нижнюю половины. Оценивать будет 2 показателя:

  • Интенсивность ежегодного роста;
  • Отношение роста в положении сидя, к росту в позиции стоя.

У дошкольников нарастание длины тела происходит по большей части из-за роста конечностей, позвоночника и незначительного увеличения головы. Ежегодная динамика процесса отражена на схеме:

На ней видно, что в среднем рост тела ребенка в год происходит на 4-5 см (ростовое плато), но существует 2 скачка (ростовой спурт): в 4-5 и в 12-15 лет.

Первый рывок происходит в ясельном возрасте и очень важен для правильной закладки дальнейшего формирования оси позвоночника. На схеме видно, что после этого периода наступает длительное ростовое плато до 12-13 лет.

Полностью рост человека прекращается к 16-19 годам, когда завершается оссификация позвоночного столба (замена хрящевой ткани позвонков на костную).

Среднегодовой рост позвоночника у дошкольников в поясничном отделе не превышает 0,8 см в год, в грудном – 1,4 см, а в шейном 2,2 см. Очевидно, что до пяти лет происходит более быстрый рост верхней половины грудной клетки. Данные анатомические особенности важны при оценке осанки у детей дошкольного возраста для предотвращения грубых деформаций позвоночного столба.

Чтобы упростить анализ антропометрических показателей дошкольников ученые ввели индекс пропорционального соотношения роста в различные возрастные периоды к прогнозируемому росту (см. таблицу).

Несмотря на некоторую обобщенность подходов к формированию правильной осанки у дошкольников, в процессе роста каждого индивидуума появляются некоторые особенности анатомических структур. Поэтому при выявлении изменений в несоответствии роста позвоночника возрасту оценивают позвоночный столб на рентгенограммах.

Формирование правильной осанки в дошкольном возрасте рентгенологически сопровождается увеличением дисков и заострением тел позвонков. В среднем нарастание высоты позвонков в грудном отделе равно 1-2 мм в год, что сложно отследить на снимке. О начале патологического искривления оси позвоночного столба свидетельствует неравномерное нарастание межпозвонковых дисков и тел на разных уровнях.

Еще одним показателем оценки вертикальной оси туловища у детей дошкольного возраста является дисково-позвоночный коэффициент. Он отражает отношение высоты тела позвонка к высоте диска в оцениваемом сегменте. В норме его величина равна 4 или 5 к 1-му. Данное соотношение уменьшается при любых патологических изменения позвоночника.

Формирование правильной осанки у дошкольников можно оценивать также по своевременности появления точек окостенения (очаги отложения солей кальция) в типичных зонах роста. Они очень хорошо прослеживаются при выполнении магнитно-резонансной томографии или рентгенографии позвоночника в прямой и боковой проекциях (метод вреден).

Наиболее распространенным способом выявления изменений в позвоночном столбе дошкольника является апофизарный тест (Риссера). При нем оценивается распространенностью зон обызвествления апофиза (краевая часть) позвонка (см. рисунок).

Методика позволяет на ранних стадиях определить правильную или патологическую осанку у дошкольников, так как формирование позвонков непосредственно отражается на поддержании вертикальной оси туловища.

Для проведения теста Риссера необходимо условно разделить гребень подвздошной кости на 4 части. Особенности оценки осанки у дошкольников по апофизарному тесту:

  • Первые точки окостенения возникают в передних отделах гребня;
  • Их отсутствие расценивается, как неблагоприятный признак (точки окостенения в позвоночнике появляются согласно возрасту).

В дошкольном возрасте первые зоны окостенения в области переднего отдела гребня должны появиться в возрасте 4,5-5 лет. Остальные зоны возникают позже (в 10-11 лет).

Какие деформации спины наблюдаются у маленьких детей

У дошкольников чаще всего возникает отклонение позвоночника в стороны. Поскольку физиологические лордозы и кифозы у них не выражены, правильная осанка поддерживается в этот возрастной промежуток мышечным корсетом спины. Позвоночник до 7 лет является мягким и пластичным, поэтому легко смещается.

Какие виды искривления позвоночника появляются у детей до 7 лет:

  • Ротация – смещение позвоночного столба в горизонтальной плоскости;
  • Торсия – вращение позвонков вокруг оси;
  • Плоская спина – ровная вертикальная плоскость;
  • Круглая спина – чрезмерное выгибание позвоночника;
  • Сутулость – выраженная выпуклость в грудном отделе.

Появляется у дошкольников и смещение оси позвоночного столба в боковой плоскости – сколиозы. Оно бывает 2 типов:

  1. Сколиоз в младшем возрасте (до 2 лет жизни) наблюдается чаще у мальчиков и характеризуется левосторонним смещением оси позвоночного столба;
  2. Ювенильный сколиоз прослеживается на 3-4 году жизни ребенка. Более характерен для девочек и имеет прогрессирующее течение.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста по анатомическим и функциональным особенностям отличается от аналогов у взрослых. Детский позвоночник более подвижен, что откладывает отпечаток на клинических особенностях данной патологии.

Какая же осанка считается правильной, нормальной? Голова прямо, грудная клетка развернутая, плечи на одном уровне, живот втянут, коленные и тазобедренные суставы разогнуты. Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка в течение всего периода роста, то есть от рождения до 18-20 лет под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды - питания, одежды, мебели.

Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а, следовательно, и газовый обмен в организме. В случае, если происходит перекос в каком-либо из отделов позвоночника в какой-либо плоскости, в первую очередь начинают страдать дыхательные и пищеварительные функции, затрудняется мозговое и периферическое кровообращение, нарушается работа сердца, в тяжелых случаях может диагностироваться нефроптоз (опущение почки). Искривление позвоночника в детстве и следующие за ним заболевания существенным образом влияют на способности к обучению, дальнейшую трудоспособность, страдает красота фигуры, появляются и прогрессируют сопутствующих заболевания различных органов и систем, нередко приводя к инвалидизации.

Именно поэтому воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма.

Чтобы к школьному возрасту сформировалась правильная осанка, ребенку нужно обеспечить:

полноценное правильно питание;
прогулки на свежем воздухе;
правильно оборудованное соответственно росту рабочее место (детская парта);
оптимальное освещение во время занятий;
регулярные физические нагрузки согласно возрасту (гимнастика, танцы, ЛФК);
полноценный отдых и сон;
подходящее спальное место (ортопедический матрац, ортопедическая подушка).

Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо, скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.

Необходимо проверить и те позы, которые принимают дети во время игр в песочном дворике, где дети подолгу просиживают на корточках, во время просмотра телевизора, сидя за столом во время рисования, настольных игр, интересных занятий и других видов деятельности. Стол должен иметь высоту на 2-3 см выше локтя свободно опущенной руки ребенка. Высота стула должна быть равна высоте голени, т.е. ноги сидящего ребенка должны доставать до пола и быть согнуты в коленях под прямым углом. Спина должна плотно прикасаться к спинке стула, которая имитирует естественный поясничный изгиб. Между грудью ребенка и краем стола должно быть расстояние 1,5 - 2 см, голова слегка наклонена вперед. В таком положении малышу будет комфортно заниматься, мозг будет максимально воспринимать новую информацию, сохраняется хорошее зрение, но помните, что длительное сидение в одной позе так же вредно, как и неправильная посадка. Регулярные разминки, смена положения и рода занятий способствуют отличному усвоению материала и сохранения физического здоровья.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Перечислим основные требования к движениям детей, важные для формирования осанки.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г). Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.

Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длиной, а о мягком приземлении. Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).

При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично.

Кроме упражнений в основных движениях, с детьми старшей группы проводятся упражнения, укрепляющие отдельные, наиболее слабые группы мышц. Выбирая такие упражнения, надо заботиться, чтобы они укрепляли (а не растягивали или расслабляли) слабые мышцы плечевого пояса, спины, живота. От выбора движения, составляющего основу упражнения, зависит его влияние на осанку.

В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием. В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток. При раскачивании прямых рук спереди назад нужно требовать, чтобы маятник качался равномерно.

При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка и на нее надо посмотреть.

В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley//02/01/formirovanie-pravilnoy-osanki-u-detey-doshkolnogo, http://spinazdorov.ru/deformacii-spiny/osanka-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://lastivka.educrimea.ru/activity/education/articles/konsultaciya_na_temu_formirovanie_pravil_noj_osanki_u_detej_doshkol_nogo_vozrasta




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением